В статье "Ура-маркетинг" мы говорили про деятельность, которая с точки зрения профессионала даже маркетингом не является.
Сегодня я предлагаю различить два уровня маркетинга: масс-маркетинг и вип-маркетинг.
Кому и когда нужен масс-маркетинг?Этот термин легко понять по аналогии с товарами масс-маркета, то есть теми, у которых максимально широкая и размытая целевая аудитория. В этом случае применяются такие же максимально широкие (=унифицированные) методы маркетинга.
Также и
масс-маркетинг нужен огромному количеству бизнесов для решения простых базовых ежедневных задач. Какие это задачи? Это ведение соц. сетей, простые рекламные материалы (тексты и простые макеты, которые сейчас уже делает ИИ), сайты и прочее. Можно в целом объединить это как "сопутствующие виды маркетинга".
Обычно для решения таких несложных задач привлекаются смм-щики и дизайнеры. Часто основной критерий при выборе – "недорого".
Какой один критерий можно применить, чтобы эти специалисты действительно начали выдавать вам результат в виде вашего заработка – об этом смотрите подробно в предыдущей статье.VIP-маркетинг. Что за новости?Здесь раскроем другую сторону – что делать, когда бизнесу нужно решить более сложные задачи? Ответ: привлекать специалиста более высокого класса. Я без тени смущения могу назвать таких специалистов VIP-маркетологами.
Какие это «более сложные» задачи?Это уже уровень:
1) позиционированияМногим предпринимателям кажется, что они и сами хорошо справляются с логотипом, брендингом и позиционированием, не являясь маркетологами. И это может быть так! Только будьте осторожны, так как это очень похоже на самолечение: мы хорошо справляемся сами, пока не сильно болит. То есть пока бизнес у вас небольшой - такие не совсем профессиональные решения нормально работают.
Но когда дела пойдут хорошо, то рано или поздно придётся это исправлять. Вопрос только в том, в какой момент вы это увидите!
И кстати развею миф, что позиционирование нужно прям отличное с самого начала. Так можно, но это не обязательно. Чаще всего такой возможности на старте просто нет, и предприниматель прекрасно выезжает на своём "чутье". Просто с определённого масштаба - чутья становится недостаточно. И точно также как приходится привлекать хорошего финансиста, бухгалтера, хорошего юриста, хороших сейлзов – также возникает потребность в хорошем маркетинге. А в самом начале (условно, пока продажи до 10 млн. в месяц) – это не обязательно.
2) стратегия маркетинга на год и болееЭта потребность также возникает с эффектом масштаба. Обычно владелец начинает ощущать нехватку стратегии примерно с оборота 10 млн. в месяц. Эту цифру я не взяла с потолка. Я заметила, что примерно с оборота 100-120 млн в год – компании начинают осознанно искать хороший маркетинг. И в силу неопытности часто обжигаются на первых порах. Вот для улучшения общего понимания, что такое хороший маркетинг, и написана эта статья))
Да, хороший маркетинг стал такой редкостью, что его по праву можно назвать VIP маркетингом. Со временем должна будет появиться прослойка специалистов
среднего уровня и отдельно высокого уровня, но пока я вижу или плохо или хорошо. Серединка ещё не образовалась. Всему своё время.
3) стратегия портфеля продуктовС ростом оборота владелец бизнеса начинает видеть, что хаотичное ведение портфеля продуктов/услуг больше не помогает, и даже начинает мешать, становится анти-эффективным, вплоть до прямых убытков. Это также происходит примерно после оборота 100 млн в год. И также требует довольно грамотного специалиста, т.к. малограмотный ничего хорошего вам не сделает.
Здесь возможно стоит пояснить, что ассортимент и ценообразование - это работа маркетолога, его зона ответственности. Но это уже сложная работа, к которой стоит подпускать только специалиста.
4) бюджет на продвижение более 5-10 млн рублейЭта цифра для маркетинга на самом деле не очень небольшая. Но она уже становится непростой с точки зрения эффективности.
До 4-5 млн рублей вам в целом подходит масс-маркетинг специалист, который вас просто размещает, где умеет. И это «как-то» работает.
Но профессионалы знают, что потратить большой бюджет на маркетинг (например, от 100, от 300 млн рублей) само по себе сложно, а сделать это эффективно, отчитаться потом за конкретный результат в виде прибыли компании – вот что делает именно ВИП маркетинг.
Вы ведь не готовы «выбросить» свои кровные 5 млн рублей? Вот и не нужно))
Как определить ВИП маркетолога?Я предполагаю, что теперь вам будет намного легче увидеть тот момент, когда пора искать действительно качественного маркетолога. Я со своей стороны могу вам предложить 2 критерия, которые с вероятностью 99% определят такого специалиста.
Проблема в том, что таких спецов банально мало. Что делать?
Вам в любом случае полезно знать эти критерии. И даже если у человека есть 1 из 2 пунктов – он уже неплох! Плюс я дам дополнительный «проверочный» критерий для таких случаев.